главная страница отправить открытку составить письмо: любовное, деловое, приглашение обратная связь: пришлите нам открытки и тексты гостевая книга english

Российская Информационная Сеть
Речевая ситуация и стандартные средства языка

     назад

     Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие необходимые факторы.

     На приведенной схеме выделены основные объективные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель - основа коммуникативного успеха, она подается в виде речевой формулы, ключевым словом которой является глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем, требуем и т.п.

     Речевые цели связаны с необходимостью:

  • (а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
  • (б) побудить к действию - решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
  • (в) документировать, придать юридический статус какому-либо событию (чаще всего финансовой операции);
  • (г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

         Цель определяет тематический и функциональный тип деловой бумаги, композицию письма, его тональность. Однако особое значение в этой связи имеет ключевая формула. Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.

         В связи с изменением цен на энергоносители просим Вас привести в соответствие с новыми тарифами расчеты за IV квартал 1996 года.

         При этом мотивация должна отвечать принципу достаточности, а речевое действие должно быть реализовано в убедительной и вежливой форме.

         Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее...
         С удовольствием сообщаем Вам...
         Требуем незамедлительно погасить задолженность...

         Цель, предполагающая информирование адресата, как правило, реализуется в виде формулы, непосредственно вводящей сообщение.

         Сообщаем Вам...
         Отвечаем Вам настоящим письмом...
         Ставим Вас в известность...
         ЗАО "Веста " заявляет о...
         Гарантируем...
         Информируем Вас о...

         Фактор адресата влияет на выбор этикетных фраз, состав и оформление реквизитов, иногда даже на лексический состав текста письма и его объем: к народным избранникам, к заслуженным деятелям науки и культуры, к высокопоставленным чиновникам обращаются со словами: "глубокоуважаемый", "многоуважаемый", в остальных случаях - "уважаемый":

         Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич!
         Уважаемый г-н Кутю...

         В случае если адресат хорошо известен, для обращения используется формула, включающая имя и отчество адресата:

         Уважаемый Владимир Егорович...
         Уважаемая Марина Алексеевна!

         Практику обращения только по имени в русских деловых письмах нельзя считать плодотворной, хотя она появляется сегодня в деловой корреспонденции. Обращение регулирует социальную дистанцию общения. У русскоговорящих есть прекрасный инструмент такого регулирования - обращение по имени и отчеству в условиях официального общения и обращение по имени в неофициальной обстановке. Эти различия представляют традиции русской речевой культуры.

         Письмо хорошо знакомому адресату, постоянному партнеру, коллеге будет более лаконичным, что объясняется общим знанием каких-то реалий, подробностей.

         Транспорт прибыл 21.01.96. Просим подтвердить дату отправки и наличие сопроводительных документов.
         С уважением Барабин Е.Л.

         Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И напротив, чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в письме.

         Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность. Именно последняя часто определяет выбор лексических средств

         Позвольте сообщить Вам...
         Мы с удовольствием сообщаем Вам...
         Примите к сведению...
         Доводим до Вашего сведения...

         Приведенные выше стандартные выражения функционально однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором - официальность, административное давление.

         Коммуникативные роли - это роли инициатора письменного диалога и отвечающей стороны. Инициативные письма; требующие ответа, - в деловой практике это коммерчески, письма. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10-12 дней.

         Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:

  • письма-требования,
  • письма-предупреждения,
  • гарантийные письма,
  • благодарственные письма,
  • письма-сообщения,
  • письма-напоминания,
  • сопроводительные письма,
  • письма-заявления,
  • письма-извещения,
  • письма-приглашения,
  • рекламные письма,
  • письма-предложения (представления).
  •      Ролевые позиции инициатора и ответчика реализуются в тексте письма в виде устойчивых формул ввода сообщения:

         Настоящим отвечаем на Ваше письмо за ©... от...
         Отвечаем на Ваш запрос о поставке запасных частей от...
         Позвольте предложить Вам...
         Прошу Вас выслать образцы материалов...

         Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

    1. повторение просьбы;
    2. причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;
    3. констатация отказа или отклонения предложения.

         На Вашу просьбу о дополнительной оплате торговой наценки на учебники сообщаю, что между Главным управлением образования Самарской области и Роскнигой в 1995 году соглашение подписано не было. Поэтому оплачивать торговую наценку в размере 25 % Главное управление образования не будет.

         В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:

         С нетерпением ждем Вашего письма.
         Просим ответить по возможности скорее.
         Просим ответить в двухнедельный срок.
         Прошу отослать ответ обратной электронной почтой.

    По информации: Золотая мебель в роскошном отеле..
         Copyright © RIN 2001-   * Обратная связь